Понедельник, 19.11.2018, 08:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

2. Загрязнение нефтью. Наиболее распространенным за­грязняющим веществом в Мировом океане является нефть. Основ­ными источниками нефтяного загрязнения океана являются выб­росы нефти судами с отработанными в моторах водами, промывка емкостей нефтяных танкеров, при заправке в открытом море, а также в результате аварий крупных танкеров. Все эти источники ежегодно поставляют в Мировой океан 6—7 млн т нефти и нефте­продуктов, которые в морской воде подвергаются действию раз­личных физических, химических и биологических процессов.

Физические процессы включают: испарение и химический перенос нефти в атмосферу с брызгами, растворение и образова­ние эмульсий, возникновение нефтяных комочков.

Химические и биологические процессы характеризуются ско­ростью окисления нефти, микробиологическим разложением, пот­реблением нефти морскими организмами с последующим перехо­дом по пищевой цепи. Эти процессы зависят в значительной степе­ни от состава нефти и температуры океанических вод (тропические или полярные широты). Особое внимание ученых и мировой общес­твенности к этой проблеме было привлечено в конце ХХ века, после серий катастрофических аварий танкеров и других судов. За пос­ледние 30 лет было зарегистрировано более 2000 аварий судов с не­фтью. После катастрофы "Торри-Каньон" 118 000 т нефти покры­ли пленкой многие сотни километров поверхности моря, а течения и ветры отнесли эту пленку к берегам Европы. Через 11 лет после аварии "Тори-Каньон" возле берегов Англии разбился американ­ский танкер "Амоко-Кадис", вылив в воду Ла-Манша у берегов Франции 230 000 т нефти. Нефтяное пятно покрыло огромное про­странство. Уже через несколько суток нефть подошла к берегам Франции и Великобритании. Опустели пляжи, закрылись отели, и 18 000 персонала курортов Франции и Англии в течение несколь­ких суток остались безработными. В конце ХХ века у берегов Ан­тарктического полуострова потерпело катастрофу аргентинское судно "Байя Параисо". Десятки тысяч тонн дизельного топлива вы­лилось в антарктические воды. Недавняя катастрофа нефтяного танкера у берегов Испании загрязнила воды Средиземного моря и т. д. В результате загрязнения нефтью и нефтепродуктами, а также продуктами радиоактивного распада, поверхности Яванского моря и моря Банда стали самыми загрязненными в мире. В прибрежных водах исчезла морская растительность и погибли многие виды мор­ских организмов. По сей день нефтяная пленка не рассасывается. В заливе Гуанабара (Атлантическое побережье Бразилии) исчезла сардина, так как нефтяная пленка погубила планктонные организ­мы, которые являются основной пищей сардин. В результате неф­тяного загрязнения в северных морях гибнут сотни тысяч птиц, в основном кайры, тупики и молодые альбатросы. Нефтяное загряз­нение опасно тем:

1)что ограничивает взаимосвязъ океана и атмосферы;

2)снижает испарение воды;

3)уменьшает насыщение воды кислородом;

4)увеличивает отражение солнечной энергии в мировое пространство;

5)снижает проникновение солнечного света в глубины мо­рей, в результате чего замедляется фотосинтез планктона, который является пастбищем для его обитателей. А уменьшение фитопланк­тона в свою очередь ведет к сокращению поглощения океаном угле­кислого газа. Под пленкой нефти в Саргассовом море гибнет икра летучих рыб, которую они прикрепляют к саргассам. Сокращение запасов летучих рыб в свою очередь ведет к уменьшению численно­сти других звеньев пищевой цепочки (кальмаров, тунцов).