Наиболее эффективными методами борьбы с нефтяным загрязнением является механическая уборка нефти с загрязненных пляжей, с поверхности моря. В России, во Франции имеются специально оборудованные суда, которые могут собирать с поверхности до семи тонн нефти в час. В США ведутся эксперименты с системой резиновых камер, позволяющих принять большое количество нефти с аварийного танкера. Специалисты Канады достигли больших успехов в выкачивании большого количества нефти из затонувших танкеров. Ведется бомбардировка остатков потерпевших судов для поджигания нефти или ее затопления с помощью песка или гидрофильных веществ. Все это позволяет предотвратить загрязнение берегов. Нефтяные слики окружают заграждениями, однако погодные условия могут воспрепятствовать таким действиям. Наиболее распространенным способом борьбы с нефтяными разливами в Северном море является применение порошкообразного углекислого кальция. В целом ряде случаев для ликвидации аварийного разлива используются такие естественные материалы, как солома, сосновая кора, морская растителъностъ, древесные опилки, торф, каучуковая крошка, вспученная слюда, вулканическое стекло. Применяется измельченная полиуретановая пена. В условиях штормового моря применяются парафины или обработанные парафиновые остатки, распыленные при температуре 70 С. Основная роль самоочищения морской среды от нефти принадлежит бактериям, которых насчитывается около 1500 видов. Для очищения сточных вод применяются адсорбирующие вещества, такие, как измельченный шлак, кирпичная мука и зола.
Трудно бороться пока с радиоактивными загрязнениями. Особое значение придается общей конструктивной прочности ядерных судов, прочности конструкции внутри и вокруг реакторного отсека. Реакторная установка должна быть сконструирована так, чтобы предотвращала неконтролируемую цепную реакцию при всех эксплуатационных и аварийных условиях.